Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 12:48

Учитель начальных классов Августовская Оксана Николаевна

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [7]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Разработки уроков
[ Скачать с сервера (31.1 Kb) ]18.11.2018, 18:48

Сказка. «Каша из топора». 3 класс.

 

Цели:

  • познакомить учащихся с новым видом сказок (бытовой) на примере сказки «Каша из топора»;
  • отрабатывать навыки выразительного чтения;
  • обогащать речь учащихся, развивать мышление, внимание, память.

 

Планируемые результаты:

  • Предметные: умеют ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать, умеют оценивать поступки героев,
  • Личностные результаты:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

  • Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

  • Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

3. Учиться работать по предложенному учителем плану.

 

Оборудование: карточки с зашифрованными пословицами, презентация, рисунки детей к сказке «Лиса и журавль».

Ход урока:

  1. Организационный момент.

 

 

  1. Проверка домашнего задания.

 

-Какие басни мы с вами читали на прошлых уроках?

-Сейчас мы проверим, как вы запомнили содержание басен.

У Вас на столе тесты, выберите правильные ответы.

 

Тест:

  1. Кто автор басни « Отец и сыновья»

а) Крылов б) Эзоп в) Лафонтен

  1. Продолжи предложение: «Из кожи лезут вон,………»

а)….. а возу всё нет ходу!

б) ……да зуб неймёт

в) чуть дыша

  1. Выберите правильно определение: Лесть – это….

а) ….восхвалять кого-либо за хороший характер.

б) ….восхвалять кого-либо в корыстных целях.

в) ….восхвалять кого-либо за доброту.

 

4.Сколько лет назад появились басни Крылова.

а)350 лет назад

б) 2500 лет назад

в)200 лет назад

 

5.К какой басне подходят слова из пословицы:

«Веника не переломишь, а по пруту весь веник переломаешь»

а)Квартет

б) Ворона и лисица

в) Быки и лев

- А теперь проверим, я читаю правильные ответы, вы проверяете, у кого нет ошибок, поднимите руку

 

  1. Постановка цели урока.

-Какой раздел мы с вами изучаем? (Набираемся житейской мудрости)

-Что значат слова, набраться житейской мудрости ?(

Рассказ учителя:

Когда-то давно сказки рассказывались только вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом их во все времена был народ. Сначала, конечно, её придумал один человек, рассказал другому. Тому она понравилась, он её запомнил и рассказал кому-то третьему. Когда появилась такая сказка точно сказать нельзя, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно.

-Сегодня мы начинаем в нашем разделе изучать жанр - сказки.

-Давайте обратимся к ленте времени, и посмотрим когда появились сказки.

1.Работа по учебнику. Откройте страницу ,

- Значит, ты, Костик, был прав! - сказал Миша. Басня и вправду связана со сказками о животных.

- Ещё раз сформулируйте, каким образом басня связана со сказкой о животных.

- Басня связана ещё и с другими сказками, - заявил Костя. – И с ними даже больше, чем со сказками о животных!

- Ну, это ты уже сочиняешь! – возмутился Миша. – В баснях нет никакого волшебства!

- А я не волшебные сказки имею в виду, а бытовые. Слышали о таких? Они так и называются: Бытовые сказки!

- Нет, не слышали,- сказал Миша.- но я, кажется, догадался. Есть же такой магазин… «Бытовые приборы» называется. Бытовые сказки – они, наверное, про эти самые приборы. Утюги, стиральные машины, пылесосы…

-Бытовые сказки – это сказки не о вещах, а о людях, возразил Михаил Потапович. –Они – про отношения людей в обычной жизни, в быту. Кстати, Костя опять прав. Басни связаны с бытовыми сказками не меньше, чем со сказками о животных. Хотите убедиться?

-Давайте почитаем бытовую сказку, и узнаем, почему она имеет такое название.

  1. . Изучение нового материала

-Прежде чем читать сказку, обратите внимание на слова, которые встретятся в ней. Эти слова сейчас мы не употребляем в речи. Они использовались в давние времена. Такие слова называют ар­хаизмами (слова записаны на доске):

Служивый - солдат.

Побывка - приезд к кому-нибудь на короткое время.

Изба - деревянный крестьянский дом.

Вдоволь - достаточно.

Варево - горячее жидкое кушанье, похлёбка.

Чулан - помещение в доме, кладовка.

Сдобрить - прибавить что-нибудь к еде для вкуса.

Котёл - большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли - если бы.

Этакую - такую.

Сметки - смекалка.

1.Прослушивание сказки диктором.

- Прослушайте сказку в исполнении диктора (аудиозапись). А после прослушивания скажете, что вам понравилось в этой сказке?

Ребята слушают и отвечают на вопрос.

Физкультминутка

«Стойкий солдатик»

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую - к груди,

Да смотри - не упади.

А теперь постой на левой,

Будто ты солдатик смелый.

 

2.Вторичное чтение текста сильными учениками.

3. Первичная ступень анализа сказки.

Учитель:

- Ребята, где происходили события этой сказки?

- Кто является главным героем сказки?

- Где происходили события сказки? (Все действия сказки происходят в деревне, в крайней избе.)

- Кто является главным героем сказки? (Здесь не один главный герой, а два. Это старуха и солдат.)

4. Жужжащее чтение.

- А теперь читаем сказку в режиме жужжащего чтения.

-Хорошо мы пожужжали, и конечно, всё узнали.

5. Вторичная ступень анализа сказки.

-Куда шёл солдат? Дайте ответ предложением из текста. (Шёл солдат на побывку)

-Почему он постучался именно в эту избу? (Эта изба была крайней, а солдат очень устал и был голоден.)

-Прочитайте, что попросил солдат у старухи с порога? (А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?)

- Как обратился он к старухе? С уважением, почитанием. (Он назвал её хозяюшкой.)

-С какой интонацией надо это прочитать? Прочитайте.

- Как старуха откликнулась на просьбу? Почему? Прочитайте. (У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.)

- Как вы понимаете слово «сирота»? (Человека, который живёт один и никто ему не помогает, называют сиротой.)

- Что придумал солдат? (Он решил сам сварить кашу.)

- Как он это сделал? (Он видел, что старуха врёт ему и решил обхитрить старуху. Предложил ей сварить кашу из топора.)

-Какой был солдат, что вы можете про него сказать? (Он внимательный, сообразительный.)

- Какой была старуха, что вы можете про неё сказать? (Она жадная, скупая.)

6. Чтение сказки по цепочке.

V. Обобщение прочитанного.

- Подведите итог: назовите основные черты характера героев. (Мне нравится смекалистый солдат. Он находит выход из трудной ситуации, но при этом он не обижает человека.)

- Кто вам больше нравится и почему? (Старуха мне не нравится. Она жадная, умеет притворяться и очень глупая, ведь кашу из топора не сваришь.)

- Что бы вы посоветовали героям сказки? (Нельзя быть скупым и жадным.)

-А сейчас прочитайте пословицу:

«Смётка дороже всего».(Слайд)

- Как понимаете слово «сметка»? Смётка – это смекалка.

8. Выразительное чтение.

- А сейчас нас ждёт интересная работа. Мы поработаем над выразительным чтением сказки. Попробуем передать интонацией, жестами, мимикой сюжет сказки по частям. Посмотрите на страницу на экран. (Слайд )

-Каким способом удобно читать сказку? ( Чтение по ролям.)

-Чтобы вам было лучше понять, я обозначила разными цветами текст каждого героя и автора.

- Сколько человек для этого нужно? (Три. Здесь Слова автора, слова старухи, и слова солдата.)

- С какой интонацией читает каждый герой сказки? (Слова автора читаются спокойно. Он вводит слушателей в сюжет сказки. Слова солдата -приветливо, с просьбой. Слова старухи спокойно, без эмоции.)

Дети читают, затем анализируют чтение.

- Это и есть бытовая сказка? – спросил Миша? - Про солдата и хозяйку?

-Это одна из многих бытовых сказок,- ответил Михаил Потапович.

- Как вы думаете, что в этой сказке осуждается: хитрость солдата или глупость и жадность хозяйки?

- А вы как думаете?

-Сумеете подтвердить своё мнение? Может быть, вы помните сказки о животных, в которых сталкиваются хитрец и жадина?

- Так чему же нас учит сказка? Назовите главных героев сказки. Какой герой положительный? Какой отрицательный? Почему?

VI/.Рефлексия.

На экране предложения закончите их.

- Чему учились на уроке?

- Чему научились?

- Что у вас получились? А что нет?

- С какой сказкой познакомились?

– К какому виду сказок она относится?

– Что вы узнали о бытовой сказке? (Мы познакомились со сказкой «Каша из топора». Это бытовая сказка. Главные герои люди, действия происходят в обычных домах. В бытовых сказках высмеивают жадность, скупость, глупость, прославляются доброта, ум, смекалка.)

VII. Домашнее задание: чтение по ролям на странице 56-58.

-Спасибо вам за работу и помощь на уроке.

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: avgustovsckayaoksana
Просмотров: 118 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
uCoz